Бессмертие Бертольта Брехта

Творчество Бертольта Брехта (1898—1956) не нуждается в особых рекомендациях; тираж его книг даже за пределами Германии измеряется миллионами экземпляров. И в нашей стране все новые поколения читателей десятилетие за десятилетием открывают для себя блистательного художника. Лауреат международной Ленинской премии За укрепление мира между народами Бертольт Брехт памятен у нас многочисленными театральными премьерами, причем не только на русском языке. Во времена бума Брехта (в начале 70-х годов) лишь в театрах Москвы показывали свыше десятка его пьес. На международных фестивалях удача не раз сопутствовала лучшим произведениям Брехта и его любимому детищу — всемирно известному театру Берлинский ансамбль.

Бертольт Брехт

Однако Брехту и в жизни, и в творчестве почти ничего не давалось легко, и к признанию пришлось идти нехожеными тропами, преодолевая и трудности гор, и трудности равнин. Первые конфликты возникли еще в школьные годы; обстановка в гимназии с ее косным формальным обучением, педантизмом и муштрой укрепила мятежный характер будущего писателя. Сохранилась шутливая автобиография, в которой он как бы подводит итог своему юношескому периоду и, в частности, вспоминает своих преподавателей: За время моего девятилетнего пребывания в консервированном состоянии в аугсбургской реальной гимназии мне так и не удалось сколько-нибудь существенно способствовать умственному развитию моих учителей. Они же неустанно укрепляли во мне стремление к безделью и независимости.

В Рассказах о господине Б. можно прочесть о дерзкой проделке ершистого гимназиста: Когда господин Б. был еще мальчиком, его перевод в шестой класс зависел от контрольной работы по французскому языку. Увы, он ее завалил. Его соученик тоже провалился на контрольной по латыни, но он подчистил несколько ошибок и пошел к учителю, требуя повысить отметку. Обман был замечен: подчищенные места просвечивали, и оценку поставили еще более низкую. Господин Б. понял минусы подобной уловки. Он раздобыл красные чернила и подчеркнул в своей контрольной несколько мест, написанных верно, а затем вежливо спросил экзаменатора, в чем здесь ошибка? Тот смутился: все написано правильно. «Если господин учитель ошибся в количестве неверных мест, — сказал господин Б. — следовало бы повысить мне отметку». Учителя такая логика сразила, и господина Б. перевели в следующий класс.

Этот рассказ, красноречиво озаглавленный Диалектика, занимателен сам по себе и показывает, что уже юному Брехту был свойствен своеобразный и даже парадоксальный подход к обыденным явлениям жизни. Подобное своеобразие мышления сохранилось у него и во время работы в аугсбургском госпитале, где он воочию познакомился с ужасными последствиями первой мировой войны, и в годы обучения на медицинском факультете Мюнхенского университета, который он так и не окончил, поглощенный все усиливающейся тягой к театру. Это влечение привело Брехта к глубокому разладу с отцом, состоятельным фабрикантом, к решительному отходу от семейных традиций. Позже Брехт скажет о разрыве со своим классом так:

Мои родители нацепляли на меня воротнички, Воспитывали привычку к слугам и обучали искусству повелевать, но, когда я вырос и осмотрелся вокруг себя, Не понравились мне люди моего класса. Не понравилось иметь слуг и повелевать, И я покинул свой класс и вступил в ряды неимущих. (Изгнан по веским причинам)

Разрыв с состоятельным семейством имел для начинающего писателя существенные материальные последствия — изнуренного Брехта один раз пришлось даже отправить в больницу из-за упадка сил. С присущим ему чувством юмора он закончил упомянутую выше автобиографию примечательной фразой: Прожив на свете 24 года, я несколько отощал.

Значительный успех пришел к Брехту в 1922 году, когда ему была присуждена премия имени Клейста за пьесу Барабанный бой в ночи.

Опытные писатели и критики (среди них Лион Фейхтвангер и Герберт Иеринг) заинтересовались молодым автором. Премьера драмы Барабанный бой в ночи, которая состоялась в 1922 году в Мюнхенском камерном театре, встретила немало горячих поклонников. В ней прозвучало многое, что потом станет характерным для последующего творчества Брехта, и основными качествами были новое звучание, новая мелодия, новое видение, как тонко отметил в своей рецензии на спектакль Герберт Иеринг. Главный персонаж пьесы — Андреас Краглер, солдат, вернувшийся из африканского плена. Он не принял компромисса Ноябрьской революции 1918 года, но и не примкнул к восстанию Спартаковцев, так как подобно своему автору не понял, не охватил серьезности этого революционного выступления. Краглеру противостоят циничные дельцы, спекулянты, подонки, которые быстро смекнули, что конец свиньи — это начало колбасы, и разбогатели на войне. Неуравновешенный, одичавший Краглер — человек иного склада; ему отвратны неуемные корыстолюбцы, бессовестные надувалы, в нем сильно бьется бунтарская жилка, но его бунт почти не выходит за пределы личных интересов. Для конкретной исторической обстановки послевоенных лет проблематика драмы Барабанный бой в ночи раскрыта драматургом остро и в известной мере объективно. Пришедшее признание дало Брехту возможность перебраться в Берлин.

Рекомендуем

narrative-the-threepenny

Повествование Трехгрошового романа

Темы и пафос Трехгрошового романа

Темы и пафос Трехгрошового романа

Трехгрошовая опера

Бертольт Брехт и Трехгрошовая опера

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Европейский, криминальный © 2014 Все права защищены

Крутой детектив