Оправдание вора

Эрнест Уильям Хорнунг за свою жизнь написал не много. Но его двадцать шесть рассказов и один роман смогли создать персонаж, чье имя в английском языке является синонимом дерзкого и успешного вора. Английский писатель создал непростой и запутанный образ злодея-героя, который воплощает в себе лучшие качества английского джентльмена. Спортсмен и авантюрист, Раффлз одновременно также очень удачливый грабитель, способный совершить невероятное, например, он может украсть награбленное другим вором1 а после этого благополучно спрятаться в индийском клубе, также он способен украсть собственные инструменты для взлома с выставки, организованной Скотленд-Ярдом2.

Раффлз. Вор-любитель

Да, Раффлз является уголовником, Хорнунг этого не скрывает и в итоге даже такому удачливому вору не скрыться от правосудия. Но вместе с тем, он наделен таким набором благородных качеств, которому могут позавидовать даже аристократы, наследники голубых кровей. Именно положительные качества Раффлза, на которые и делает акцент Хорнунг, позволяют переиначить преступника в героя.

Название первого сборника рассказов Вор-любитель (The Amateur Cracksman, 1899) позволяет сделать предположение, которое получает подтверждение в самих рассказах, что уровень любителя и мотивация для такого рода краж, выставляют Раффлза в положительном свете, особенно если сравнить его поступки с делами профессора, профессионального преступника из Ист Энда.

Важным моментом в оправдании Раффлза является его любовь к спорту. Герой рассказов Хорнунга большой любитель крикета, но он никогда не зарабатывает на спорте, отчего нужда в средствах для оплаты участия в клубных соревнованиях или регулярных тренировках становится особенно понятной и близкой для английской ментальности. Именно хроническая потребность в средствах для занятий спортом, отличают Раффлза от деклассированного и профессиональных краж профессора.

Крикет одновременно выполняет еще одну функцию, весьма важную для оправдания вора-любителя. Комичность краж, которые совершает Раффлз, с помощью своего нелепого помощника Банни, придают его преступлениям элемент несерьезности. Одновременно Хорнунг подчеркивает с помощью сравнений увлеченность Раффлза грабежами, которые уподобляются своего рода спорту. Ожидание перед ограблением схоже на нервное напряжение перед матчем. Эмоциональное восприятие процесса в обоих случаях выливается в одинаковую реакцию чертовски медленно. Хорнунг довольно часто употребляет слова спорт, игра и другие термины не только по отношению крикета, но и в отношении краж, представляя их как своего рода увлекательную игру. Дополнительному уподоблению способствует этический кодекс Раффлза, который отказывается от ряда действий выходящих также за рамки закона, поскольку они нарушают неписанный закон игры. Так, Раффлз говорит, что добавление в виски наркотика — не по спортивному, а убийство для него и вовсе не игра.

Таким образом Хорнунг вводит представление о личной воровской этике своего героя, за пределами которой остаются тяжелые преступления и пытаясь смягчить отношение к нему среди читателей. Этика действует в разрез с общепринятыми нормами и разграничениями добра и зла, но она придает некий стиль и почерк, который сделал Раффлза на исходе Викторианской эпохи не менее популярным героем, чем Великого детектива Шерлока Холмса.

Рекомендуем

Эрнест Уильям Хорнунг

Взломщик из викторианской эпохи

Amateur Cracksman

Взломщик-любитель

Raffles-f

Артур Раффлз

 

  1. Рассказ Поймать вора (To Catch a Thief).
  2. Рассказ Сувениры Раффлза (The Raffles Relics).
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Европейский, криминальный © 2014 Все права защищены

Крутой детектив