Темы и пафос Трехгрошового романа

Тема Трехгрошового романа — капитализм в его империалистической стадии, то есть экономический строй, социальные отношения, идеология и мораль буржуазного общества в эпоху господства могущественных монополистических объединений. В романе показаны такие монополии и их заправилы. Но Брехт выбирает объектами своего изображения не металлургический трест, нефтяной синдикат или химический концерн и не королей угля или стали, а монополии и монополистов совсем другого рода.

topics-and-pathos-threepenny

Читатель знакомится с Джонатаном Джеремией (Ионафаном Иеремией) Пичемом — пуританином с головы до ног, начиная с его благочестивого библейского имени и кончая высоконравственными сентенциями, которыми он любит украшать свою речь. Этот коммерсант, официально — владелец лавки подержанных музыкальных инструментов, фактически является главой монополистического предприятия в области нищенства. Он извлекает прибыль из нищеты и общественного сострадания так же, как любой другой капиталист — из производства тканей или торговли резиновыми изделиями, Пичем поставил на  исключительную высоту изучение психо-логии сострадания и средств воздействия на пего.  Он содержит костюмерную мастерскую и склад орудий нищенского промысла и снабжает   своих   людей   протезами,   костылями,   искусственным и язвами, собаками-поводырями для действительных и мнимых слепцов, рубищами для убогих стариков и мундирами с орденскими ленточками для инвалидов войны.  Владея средствами производства, он эксплуатирует своих рабочих так же, как это делает любой владелец фабрики или шахты. Распоряжаясь целой армией профессиональных нищих, калек и симулянтов и безжалостно сметая с дороги конкурентов, мелких представителей свободной инициативы в сборе милостыни, Пичем стал монополистом, королем нищенства,

В родственной сфере деловой жизни подвизается и другой достойный джентльмен — Мэкхит, по кличке Нож. Он владелец обширной сети так называемых д-лавок, где товары продаются почти по бросовым ценам. Товары эти дешевы потому, что они краденые, а сам мистер Мэкхит является монополистом в области уголовного бизнеса: под его началом состоят все лондонские воры, грабители, взломщики и бандиты, люди, по которым уже давно тоскует пеньковая петля. Ныне эти бывшие самостоятельные предприниматели стали рабочими в гангстерском концерне Мэххита и поставляют краденые товары его лавкам, пользуясь принадлежащими ему транспортом, оружием, сложными и усовершенствованными орудиями взлома, складами — всем, без чего невозможен грабеж на уровне современных требований. Здесь действует закон экономического принуждения, который одна из приближенных Мэкхита разъясняет следующим образом: Ты не грозишь им ни револьвером, ни ножом — ты просто владеешь их орудиями производства. Ты не предаешь их в руки полиции — голод заставляет их работать. Поверь мне: так лучше. Так поступают все современные предприниматели.

Так поступают все современные предприниматели — вот один из лейтмотивов романа и одновременно ключ к пониманию замысла Брехта. Он берет такие необычайные и малореспектабельные отрасли экономической деятельности, как грабеж и нищенство, дабы показать, что они ничем принципиально не отличаются от любого другого бизнеса в капиталистическом обществе, что они организационно строятся на тех же началах и опираются на такое же идеологическое и моральное обоснование, как и любая легальная форма извлечения прибыли — например, издание священных книг и трудов отцов церкви, — и что вообще грабеж и нищенство, то есть преступление и бедственное положение масс, лежат в основе капиталистических производственных отношений, и, следовательно, преступление и капитализм — понятия тождественные. Поручая одному из своих людей мокрое дело — убийство, Пичем успокаивает его рассуждениями, пародирующими известное изречение Клаузевица: Это чисто коммерческое дело. Это продолжение коммерции другими средствами.

О родственности и в известной мере даже тождественности преступления и солидного бизнеса свидетельствует история возвышения Мэкхита. В жестокой борьбе, полной превратностей и переходов от отчаяния к надежде, перегрызая горло соперникам и руководствуясь лишь волчьим девизом больной умирает, а сильный борется, Мэкхит добивается своей цели. В конце романа описывается торжественный ужин в ресторане по случаю образования синдиката розничной торговли — монополистического объединения различных, прежде конкурировавших фирм. Главой этого синдиката становится Мэкхит-Нож, поднявшийся, таким образом, на более высокую ступень в капиталистической иерархии, но, по существу, не изменивший своей профессии налетчика. Он прекрасно понимает, что все ступени коммерческой лестницы одинаково загажены, что банкир стоит грабителя, но банкир выше, быть им выгоднее и поэтому нужно стремиться им стать. Что такое отмычка по сравнению с акцией? — проповедует Мэкхит своему соратнику из уголовной гильдии. — Что такое налет на банк по сравнению с основанием банка? Что такое, милый Груч, убийство человека по сравнению с использованием его как рабочей силы?

Основной пафос Трехгрошового романа составляет обличение лжи как оружия эксплуататоров. Ложь всегда изобретательна: она выступает в импонирующем облачении, под прикрытием благородных речей, в союзе с искусной демагогией; она пытается разжечь и использовать самые темные инстинкты и эмоции; она — само бескорыстие и жертвенный альтруизм; изобличенная и припертая к стенке, она, защищаясь, именует себя благостнойсвятой спасительной ложью… Но Брехт, преданный трезвой и суровой правде без словесных прикрас и подозрительных по своему благородству чувств, вскрывает все виды социального обмана, материальную подноготную самой идеальной лжи. Он подвергает скрупулезному исследованию весь лексикон прописных истин стандартной буржуазной морали и показывает, что каждое слово в устах буржуа — это двойная и тройная ложь, что его нравственность, патриотизм, религиозность, чадолюбие, законопослушание и прочего — все это только маскировка, вошедшая в его плоть и кровь система лицемерных фраз.

Рекомендуем

Трехгрошовая опера

Бертольт Брехт и Трехгрошовая опера

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Европейский, криминальный © 2014 Все права защищены

Крутой детектив