Джулиан Симонс

Джулиан Симонс – английский писатель и теоретик детективного жанра. Автор популярных детективов, сочетавших новации и традиции жанра.

Джулиан Симонс

Джулиан Густав Симонс (Julian Gustave Symons) родился 30 мая 1912 года в Лондоне. Джулиан был младшим из семи детей. Его отец Моррис Альберт Симонс до Первой мировой войны работал продавцом подержанных товаров, а затем в качестве аукциониста, но все эти работы не приносили ему достаточно денег, зато он был строгим отцом, воспитывающим детей в духе викторианской эпохи. Джулиан упоминает, что отец был эмигрантом, который в ранней молодости прибыл в Англию, но писатель так и не смог добиться от него никаких сведений о его прошлом и настоящей фамилии.

Джулиан страдал в детстве от заикания, отчего его поместили в школу, совмещающую обучение с лечебными процедурами. Несмотря на свои проблемы с речью, мальчик отличался высоким интеллектом, а когда ему удалось вылечиться от заикания, он быстро нагнал школьную программу. К четырнадцати годам, когда школа была окончена, Симонс составил для себя интенсивную программу для самообразования, включавшую лучшие произведения литературы.

Прежде чем стать известным писателем Симонс работал стенографистом-машинистом, секретарем в инженерной фирме и копирайтером рекламных текстов для государственных учреждений Лондона.

Литературная карьера Симонса распадается на два этапа. В течении 30-х годов Симонс увлекался радикальной поэзией и даже основал свой маленький журнал Стихи двадцатого века. Он был одним из группы молодых поэтов, наследников Ситвена Спендера и У. Х. Одена. К началу Второй мировой войны он опубликовал уже два сборника стихов и приобрел репутацию проницательного литературного критика.

В 1941 году Симонс женится на Кэтлин Кларк (Kathleen Clark), которая позднее родила ему двоих детей — Сару и Мориса. С 1942 по 1944 Симонс служит в Королевском танковом корпусе британской армии.

Поворотным моментом в литературной карьере Симонса стала публикация его романа Дело о нематериальном убийстве (The Immaterial Murder Case, 1945). Писатель написать его как пародию на художественные движения в литературе тех лет и их последователей, но публиковать не решался, поэтому рукопись шесть лет пролежала в ящике стола. Возможно Симонс так и не стал бы детективщиком, если бы не Кэтлин, которая предложила продать роман, чтобы оплатить задолженности, которые никак не могла покрыть зарплата копирайтера.

Успех романа и второго Человек по имени Джонс (A Man Called Jones, 1947) позволили ему обеспечить себя финансово и посвящать больше времени литературным исследованиям. Но уже в четвертом своем романе Тридцать первое февраля (The Thirty-first of February, 1950) Симонс начинает отходить от традиционных форм классического детектива и использует более экспериментальные подходы.

Одновременно с этим Симонс растет как литературный критик. В 1947 году Джордж Оруэлл доверяет ему колонку с книжного обозрения в Манчестер Ивниг Ньюс, которую вел до этого сам. Симонс на протяжении многих лет писал отзывы для Лондонской Санди Таймс, позднее служил членом Совета Лондонского университета, а также читал лекции в качестве приглашенного профессора в Амхерст колледже (Массачусетс, США).

Джулиан Симонс был одним из основателей Ассоциации криминальных писателей, где с 1958 по  1959 занимал кресло председателя. Возможно это выдвижение стало возможным после того как Симонс в 1957 году его роман Перекрестная фальшивка получил награду как лучший криминальный роман. В 1966 году один из лучших его романов Цвета убийства еще раз был отмечен этой премией, а в 1990 году сам писатель был награжден Алмазным кинжалом Картье за достижения в области жанра.

Симонс был председателем множества обществ и получил множество наград от самых различных организаций. Он был председателем Клуба Агаты Кристи и общества Конан Дойла. Американское общество детективных писателей дважды награждало премией Эдгар. В 1961 году за достижения в области криминальной литературы, в 1973 году специальной премией Эдгар была отмечена монография Кровавое убийство, а в 1982 году он был назван Великим Магистром. Симонс был награжден Шведской детективной академией, Датским клубом Эдгара По, а также в 1975 году стал членом Королевского общества литературы.

Последний роман Джулиана Симонса — Своего рода добродетель: политико-криминальный роман (A Sort of Virtue: A Political Crime Novel) вышел в 1996 году, спустя два года после смерти автора.

Творчество Джулиана Симонса

Джулиан Симонс подготовил теоретическую базу для перехода от классического детектива к криминальному роману, к тому разнообразию жанровых формул, которые мы наблюдаем сегодня. В своих теоретических работах он удивительно точно предсказал основные направления развития детектива: углубление в исследованиях человеческой психики в условиях стресса, иронический комментарий на окружающие события и различие между правонарушением и силой закона, размываемое до бесконечности.

Поскольку в качестве исходного тезиса интереса читателей к детективу Симонс рассматривал факт социального давления и различных репрессивных действий по отношению к личности1, в своем творчестве он сосредоточился на психологическом романе. Большинство его героев — обычные люди, доведенные до отчаяния, или рядовые граждане, внезапно оказавшиеся в хичкоковском кошмаре. Как следствие, акцент сделан на отчаянные действия, продиктованные стрессом, и реализованные посреди повседневной жизни.

В своих романах Симонс расширил границы криминального жанра, доказывая тем самым, что детектив подобно классическим романам может служить средством для отображение тех аспектов общества, которые искажены и требуют к себе пристального внимания.

Но ключевая заслуга Джулиана Симонса в его теоретическом вкладе. Две его монографии: Детектив в Великобритании (The Detective Story in Britain, 1962) и Кровавое убийство: от детектива к криминальному роману (Bloody Murder: From the Detective Story to the Crime Novel, 19722). Хотя сегодня некоторые русские исследователи иронизируют по поводу выводов сделанных в работах Симонса, но для своего времени (начало 70-х годов), его ключевой вывод о сдвиге интереса от формальной загадки к психологии человека, от ориентации классического детектива на увлеченное разгадывание тайн к акцентам на характер и мотивацию, имели революционное значение.

  1. Знаменитая фраза — Насилие, которое спрятано за добрыми лицами, большинства из нас, все же существует в мире.
  2. В 1985 году книга была переиздана под другим названием — Смертельные последствия: История от детектива к криминальному роману (Mortal Consequences: A History, from the Detective Story to the Crime Novel).
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Европейский, криминальный © 2014 Все права защищены

Крутой детектив